«Стук»

Вступление

Стук – это звук, который отражает наше движение в этом мире․ В песне Цой говорит о том, что мы всегда идем вперед, даже если не всегда понимаем куда и зачем․ Он предлагает задуматься о прошлом, о своем месте в этом мире и о наших стремлениях․

«Стук» – песня Виктора Цоя, написана им в 1988 году, когда он приступил к созданию альбома «Звезда по имени Солнце», вышедшего в 1989 году.

В записи песни принимали участие:
Виктор Цой — вокал;
Юрий Каспарян — электро-гитара;
Георгий Гурьянов — ударные, бэк-вокал;
Игорь Тихомиров — бас-гитара.

В дискографии «Кино» представлена в альбоме «Звезда по имени Солнце». Композиция стала одним из главных номеров концертной программы коллектива и исполнялась на каждом выступлении. В последний раз песня прозвучала на последнем концерте группы «Кино» 24 июня 1990 года на Большой Арене «Лужники» в Москве.

В 2001 году песня вошла в саундтрек художественного фильма Сергея Бодрова-младшего «Сёстры». Из кадров картины был смонтирован тематический ролик, в котором использовалась звуковая дорожка рассматриваемой песни. Композиция также известна под названием «Верь».

В 1989 году на песню «Стук» был снят видеоклип. Его производством занималась съёмочная группа программы «Взгляд». В то же время были сняты ролики «Звезда по имени Солнце», «Песня без слов» и «Пачка сигарет». Все они выдержаны в едином ключе и практически не отличаются друг от друга в плане светового решения, декораций и сюжета
Наиболее известной кавер-версией песни «Стук» является сделанная Джоанной Стингрей. Певица исполняет композицию на английском языке, полностью переписав текст. В её интерпретации произведение называется «War».
Джоанна Стингрей: Просто эта музыка… Я сразу чувствовала этот текст. Затем написала свой и показала Виктору. Спрашиваю: – «Нормально?». Он сказал: «Да, хороший, давай сделаем». Цой всегда соглашался.

Текст песни «Стук»

Куплет 1

Струн провода, ток по рукам
Телефон на все голоса говорит
«Пока!» Пора…
И пальто на гвозде, шарф в рукаве
И перчатки в карманах шепчут
«Подожди до утра!» До утра…

Припев

Но странный стук зовет: «В дорогу!»
Может сердца, а может стук в дверь
И, когда я обернусь на пороге
Я скажу одно лишь слово: «Верь!»

Куплет 2

И опять на вокзал, и опять к поездам
И опять проводник выдаст белье и чай,
И опять не усну, и опять сквозь грохот колес
Мне послышится слово: «Прощай!»

Припев

Но странный стук зовет: «В дорогу!»
Может сердца, а может стук в дверь
И, когда я обернусь на пороге
Я скажу одно лишь слово: «Верь!»

Но странный стук зовет: «В дорогу!»
Может сердца, а может стук в дверь
И, когда я обернусь на пороге
Я скажу одно лишь слово…

Дополнительная информация

Дорога, зов сердца и жажда веры

Песня «Стук» Виктора Цоя — это гимн вечному движению, поиску себя и своей правды. В ней сталкиваются две силы: уют домашнего очага и неумолимый зов дороги.

Текст песни полон контрастов. С одной стороны, мы видим привычный мир, где «струн провода», «телефон на все голоса», «пальто на гвозде» – символы обыденности, рутины, покоя. Этот мир словно пытается удержать лирического героя, нашептывая: «Подожди до утра».

С другой стороны – неумолимый «странный стук», зовущий «в дорогу». Этот стук – метафора внутреннего голоса, жажды перемен, стремления вырваться из рутины и найти свой путь. Герой не знает точно, что его ждет, но безоговорочно доверяется этому зову: «И, когда я обернусь на пороге, я скажу одно лишь слово: ‘Верь!'».

Психология текста строится на вечном конфликте между безопасностью и свободой, стабильностью и риском. Лирический герой разрывается между желанием остаться в уютном мире и жаждой познания, нового опыта. Он выбирает второе, осознавая, что этот путь будет тернист: «И опять на вокзал, и опять к поездам… И опять не усну, и опять сквозь грохот колес мне послышится слово: ‘Прощай!'».

Образ дороги – ключевой в песне. Дорога здесь – это не просто физическое перемещение, это метафора жизненного пути, поиска, движения к своей цели. Она полна трудностей и одиночества, но в то же время дает ощущение свободы и полноты жизни.

Важную роль в песне играет мотив веры. Герой верит в свой путь, верит в то, что «странный стук» приведет его к чему-то важному. Вера здесь – это не религиозное понятие, а скорее внутренний стержень, помогающий не сбиться с пути, не сломаться под гнетом трудностей.

Текст песни лаконичен, но эмоционально насыщен. Цой использует простые, но емкие образы, создающие яркую картину внутреннего мира лирического героя. Важную роль играет и музыкальное сопровождение: динамичный ритм, гитарные риффы – всё это усиливает ощущение движения, напряжения, борьбы.

«Стук» — это не просто песня, а манифест поколения, жаждущего перемен. Она о том, что важно слушать голос своего сердца, верить в себя и не бояться идти своим путем, даже если он ведет в неизвестность.

Главное в тексте – это выбор, который делает лирический герой. Он выбирает не комфорт и безопасность, а свободу и поиск, веру в свой путь и в себя. Именно эта жажда жизни, движения, познания и делает песню такой притягательной и актуальной по сей день.

Одним из самых известных коллективов отечественного рока 80-х считается легендарная группа «Кино» и её лидер Виктор Цой. В общей сложности команда выпустила 8 студийных альбомов с более 100 песен. Культовый вокалист вместе со своей группой вошёл в музыкальную историю как талантливый музыкант, феноменальный автор и невероятно глубокая личность.

Биография

Биография группы «Кино» начинается со встречи участников ленинградских бит-коллективов «Палата № 6» и «Пилигрим». Виктор Цой был басистом в первом, а его будущие коллеги Алексей Рыбин и Олег Валинский — гитаристом и барабанщиком во втором. Летом 1981 года друзья поехали на отдых в Крым, где решили создать общую команду. Изначально группа «Кино» называлась «Гарин и гиперболоиды». К идее подтолкнул фантастический роман Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина».

История создания и состав группы «Кино»

Официально историей создания группы «Кино» можно считать осень 1981 года. В биографии музыкального трио всего несколько совместных квартирников. Вскоре Валинский ушёл в армию, а Цой и Рыбин вступили в Ленинградский рок-клуб. Их творчество и юношеский азарт понравились Борису Гребенщикову. Он предложил парням совместную работу на студии. В начале 1982 года команда стала группой «Кино». Условием появления названия была ёмкость, чёткость и лёгкое произношение слова. Вместе с группой «Аквариум» Виктор Цой и Алексей Рыбин начали готовит дебютный альбом. Виктор подбирал репертуар, а Алексей занимался поиском музыкантов и организацией концертов. Первоначальный состав группы «Кино» был следующий:

Виктор Цой — вокал;
Алексей Рыбин — гитара;
Валерий Кириллов — барабаны;
Юрий Каспарян — гитара;
Максим Колосов — бас-гитара.

Позже Цой и Рыбин разошлись по причине творческих недопониманий и амбиций. Спустя время Титова заменил Игорь Тихомиров, а за барабаны сел Георгий Гурьянов. Изначально Каспарян не был виртуозным гитаристом, но быстро стал вторым по значимости участником. В этом составе участники группы «Кино» остались до конца истории своего существования.

Первый электрический концерт группы «Кино» прошёл на фестивале рок-клуба. Зимой 1983 года начались квартирные выступления в Ленинграде и Москве.

Музыка

Рождение творчества «Кино» пришлось на советское время. Если прослушивать альбомы в хронологической последовательности, в них прослеживается определённая эволюция героя. Он ассоциируется с самим Виктором Цоем. Условно его творчество можно разделить на два периода.

Первый приходится на 1981-1986 годы. Цой предстаёт романтичным максималистом с ранимой душой. Несмотря на демонстрируемые ироничность и некоторую агрессивность, он учится играть по правилам окружающей среды. Дебютный альбом 1982 года под названием «45» мгновенно завоевал сердца слушателей. Он был создан под руководством советского продюсера и рок-музыканта Андрея Тропилло. Для записи альбома вместо барабанов использовалась драм-машина. Этот музыкальный инструмент повторял ударные фрагменты. Музыкальные критики не оценили альбом, но он значительно поспособствовал росту популярности группы «Кино».

В 1984 году под продюсированием Гребенщикова группа «Кино» записала второй альбом. Он получился минималистичным, стильным, с лаконичными аранжировками и техническим оснащением. Участники группы сделали его несколько экспериментальным в области формы и звука.

С 1984 по 1986 год вышли еще три разноплановых альбома: «Начальник Камчатки», «Это не любовь» и «Ночь». Последний разошёлся тиражом в 2 млн экземпляров и сделал группу «Кино» известной за пределами рок-сообщества.

Второй период начинается в 1987 году и заканчивается трагическим летом 1990. Тогда вышли культовые альбомы «Группа крови», «Звезда по имени Солнце» и посмертный «Чёрный альбом». Герой повзрослел и ощущает приближение финала. Автор часто употребляет в песнях одно слово — «война», но при этом стремится к внутренней свободе.

История группы стала развиваться по спирали. Коллектив появился с концертом в передаче «Музыкальный ринг». С 1986 по 1988 Цой снялся в популярных фильмах «Игла» и «Асса». В последней сцене фильма Соловьёва Виктор исполнил песню «Хочу перемен!», чем шокировал огромную киноаудиторию.

В 1989 в биографии группы появился альбом «Звезда по имени Солнце». Цой записал клипы на самые популярные песни, и они тут же попали в ротацию ведущих советских телеканалов. Летом 1990 года история группы «Кино» подошла к своему завершению. Парни собирались записать новый альбом и свести его во Франции. Смерть лидера поставила точку в их грандиозных планах, хотя после они все же записали композиции и выпустили последний диск.

Смерть Виктора Цоя

Летом 2021 года Виктору Цою исполнилось бы 59 лет. Музыкант погиб 15 августа 1990 года в автомобильной катастрофе. Это произошло под латвийским городом Тукумс недалеко от Риги. Существует несколько предположений, почему погиб артист. По официальной версии певец заснул за рулём «Москвича» и столкнулся на встречке с рейсовым автобусом. Водитель остался жив, а Цой умер на месте. Его смерть надолго шокировала отечественную музыкальную тусовку и преданных поклонников. На похоронах Виктора собралось несколько тысяч человек. Некоторые фанаты не выдержали горя и впоследствии покончили с собой.

После Цоя

Многим интересно, как сложилась судьба участников группы «Кино» после ухода их лидера из жизни. Алексей Рыбин сначала уехал в США, после вернулся в Россию и нашёл себя в роли киносценариста, продюсера и режиссёра. В 2019 он возродил «Гарин и гиперболоиды», снова играет и поёт с бывшими участниками «Ночных снайперов» и «Зоопарка».

Юрий Каспарян основал группу «Ю-Питер» и вместе с Вячеславом Бутусовым и Олегом Сакмаровым включил в концертный репертуар многие хиты «Кино».

Игорь Тихомиров после «Кино» играл в составе «ДДТ» и «Джунглей», после стал звукорежиссёром и автором музыки для кинофильмов.

Биография Георгия Гурьянова интересна и трагична. Он занялся живописью и успешно продавал картины на европейских и американских аукционах. К сожалению, художник умер от гепатита С и онкологии в 2013 году.

Бывшие участники собрались в 2012 году для завершения записи старой песни Цоя «Атаман». Её демо-версию сохранила бывшая гражданская жена Виктора Наталья. В марте 2021 года сын Цоя Александр выпустил новый концертный альбом «Кино в Севкабеле». Участники возрождённого состава группы исполнили все старые хиты в роковом звучании.

Дискография

1982 — «45»
1983 — «46»
1984 — «Начальник Камчатки»
1985 — «Это не любовь»
1986 — «Ночь»
1988 — «Группа крови»
1989 — «Звезда по имени Солнце»
1990 — «Чёрный альбом»




«Стук»
Слова: Виктор Цой
Музыка: Виктор Цой
Исполнитель: Виктор Цой и группа "Кино"
1989 год